Блог

Маркетинг чистой еды

«Я — то, что я ем», — говорил Гиппократ. «А что я, собственно, ем?», — спрашиваем себя мы, и начинаем читать этикетки на продуктах. И тут же попадаем в крепкие объятия маркетологов. Какие ловушки расставлены на пути сознательного потребителя, и что на самом деле скрывается за этими «волшебными» словами?

Продукт из экологически чистого региона

Звучит так аппетитно и привлекательно, что хочется непременно испытать на себе целебные свойства этого дара природы. Но не все так просто, к сожалению.
Где же он, этот волшебный «экологически чистый регион»? С каждым годом становится все меньше территорий, свободных от промышленных и техногенных загрязнений. Обильное использование людьми всевозможных удобрений, ядов и бытовых химикатов тоже не дает права называть местность экологически чистой. В Украине, по свидетельствам экологов, и вовсе не существует «экологически чистых регионов». Есть лишь «условно чистые».
С момента ликвидации зоны усиленного радиологического контроля (4-й чернобыльской зоны), к «условно чистым» регионам относятся даже те районы, которые в 1986 году были накрыты радиоактивными облаками. К сожалению, законодательная отмена особенного статуса этих территорий, не уменьшает количество радиоактивных веществ на них.
Недавно между Антимонопольным комитетом Украины и одним из предприятий, выпускающих молочную продукцию, велась настоящая судебная война. Молочная компания на своих этикетках и другой рекламной продукции размещала надпись «Из чистых Карпат». Антимонопольный комитет заявил, что, несмотря на эту надпись, сырье для продукции эта компания закупает в 6 разных областях Украины. Из них далеко не все могут похвастаться даже «условной» чистотой. Формулировку про чистые Карпаты суд счел обманом потребителей и заставил компанию заплатить штраф внушительных размеров.
И если вопрос экологической чистоты региона еще можно оспаривать, то называть «экологически чистым» сам продукт запрещено Государственными стандартами Украины для пищевых продуктов (ДСТУ 4518-2008).

Без ГМО

Украина стала первой страной в мире, в которой производителей обязали наносить маркировку «Без ГМО» на все продукты, даже если они не могут быть генетически модифицированы ни теоретически, ни практически (например, на воду).
Генетически модифицированными продуктами являются те, ДНК которых поддавались искусственному изменению (для увеличения урожайности, стойкости к вредителям, улучшения вкусовых свойств и т.д.). Безусловно, нельзя назвать здоровой пищу, над которой трудились специалисты генной инженерии. Но является ли зеленая маркировка «Без ГМО» гарантией того, что под упаковкой не скрывается мутант? Увы и ах, уважаемые любители здорового питания!
Для того, чтобы утверждать, что в продуктах отсутствуют генетически измененные организмы, проверку должна проходить каждая партия товара. Сегодня на предприятие привезли «правильную» морковку, а завтра поставщик может смениться, и под тем же брендом, с той же надписью «без ГМО» будет продаваться морковка, в которую для устойчивости к засухам внедрили ген кактуса.
К сожалению, в каждом украинском нормативно-правовом акте остается огромная лазейка для коррупции. Правительственное постановление, обязующее производителей наносить маркировку «Без ГМО» — не исключение. Реалии таковы, что в Украине есть всего 4 лаборатории, которые могут исследовать продукты на содержание в них ГМО. Три из них находятся в Киеве, одна — в Виннице. Естественно, в таких условиях проверять каждую партию товара всех украинских производителей просто невозможно.

Органический продукт

Органические продукты — это здорово, модно и очень дорого. Однако недобросовестные производители и продавцы нередко манипулируют этой формулировкой. Небольшие фермерские хозяйства открывают торговые точки с «органическими продуктами». Их основной маркетинговый посыл можно сформулировать так: раз продукты выращены на семейной ферме, корову доила лично доярка Прасковья, а не бездушный дойный агрегат, значит, продукция уже может называться органической. На самом деле, это не честно, и даже противозаконно.
Закон Украины «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» четко регламентирует понятие органической продукции. Так может называться только та продукция, которая была произведена согласно всем стандартам органического производства и прошла сертификацию. А стандарты эти очень жесткие. Так, при производстве органических продуктов не допускается использование никаких химических веществ. То есть, если ваш дедушка борется с колорадским жуком с помощью ядохимикатов, картофель, выращенный в его огороде, нельзя назвать органическим продуктом. А для того, чтобы «домашнее мясо» называлось органическим продуктом, поросенок, теленок или курица должны питаться исключительно органическими кормами. Теми самыми, которые выращены по стандартам производства органических продуктов.

 

eurolist

Настоящие органические продукты маркируются специальным символом — «евролистком».
Часто ли вы видите этот символ на прилавках?

 

Витаминизированный

Если на прилавке будет стоять два идентичных продукта, но на одном из них будет написано «Витаминизированный», какой из них вы выберете? Производитель с точностью 99% знает, что покупатель купит тот продукт, который сулит ему поднятие жизненного тонуса и улучшение состояния здоровья. В искусственном насыщении продуктов витаминами нет ничего плохого. Но большинство витаминов при термической обработке или пастеризации теряют свои свойства. Поэтому витаминизация хлебобулочных изделий или пастеризованных соков является не более, чем маркетинговым ходом, к сожалению.
Согласно упоминаемому выше ДСТУ 4518-2008 надпись «Витаминизированный продукт» производитель имеет право наносить на упаковку только в том случае, если у него есть все документы, подтверждающие факт витаминизации продукции.

Диетические продукты (Фитнес-продукты)

У людей, которые хоть немного знакомы с принципами правильного питания, лишний вес начинает появляться от одного только прочтения состава большинства «фитнес-продуктов». На секундочку, в самых популярных фитнес-хлопьях, содержится не только почти четыре сотни килокалорий, но и целая столовая ложка сахара на 100 грамм сухого продукта. Вряд ли удастся встретить хоть одного здравомыслящего худающего человека, который щедро посыпает свою еду сахаром. Но этот же человек со спокойной душой покупает супер-калорийные хлопья, потому что на них нарисована точеная фигурка и волшебное слово «фитнес».
Пожалуй, только повышение потребительской грамотности заставит производителей и маркетологов вести более честную игру на рынке.

bottom lamp

  Ярче, чем...

Адрес и руководство

ул. П. Запорожца, 39
г. Белая Церковь, Украина

Руководство студии

Телефоны и email

+380 (93) 328-71-28
+380 (98) 314-40-41

info@zebright.com.ua

Соцсети